Войти

Глоссарий MIDI

A

Aftertouch

Параметр , который снимается MIDI-клавиатурой с момента нажатия клавиши до момента , когда она будет отпущена. Например: После того как музыкант нажал на клавишу и не отпуская слегка ее покачивает (как музыкант покачивает пальцем прижатую струну на грифе). Чаще всего этот прием применяется для получения эффекта управляемого вибрато (в отличие от вибрато , которое заложено в тембре синтезатора и никак не зависит от исполнителя). Не все MIDI-клавиатуры могут отрабатывать этот параметр. Значение параметра Aftertouch передается на внутренний синтезатор или на другое устройство с помощью MIDI-сообщений , которые так и называются. Существует два вида MIDI-сообщений Aftertouch: Channel Aftertouch (Channel Pressure) - покачивание пальцем на одной клавише дает такой же эффект и для всех других нажатых нот по этому MIDI-каналу. Polyphonic Aftertouch (Polyphonic Key Pressure) - эффект слышен только у той ноты , которая раскачивается. На другие звучащие ноты по данному MIDI-каналу это влияния не оказывает.

All Notes Off

См.Channel Mode

All Sound Off

См.Channel Mode

B

Balance

Если тембр синтезатора состоит из двух составляющих , это MIDI-сообщение позволяет регулировать соотношение громкости между ними.СС8

Bank

См. Банк , Инструмент

Bank Select

Это MIDI-сообщение дает синтезатору компнду установить соответствующий банк тембров (если синтезатор имеет более 128 тембров) для данного MIDI-канала. Оно передается комбинацией двух сообщений Control Change:СС0 (MSB) и СС32 (LSB)

Beats Per Minute

Число долей такта в минуту - обозначение темпа

bpm

См. Beats Per Minute

C

CC

Сокращение от Control Change

Channel Aftertouch

MIDI-сообщение.См. Aftertouch

Channel Mode

MIDI-сообщения типа Control Change от 120 до 127. Эти MIDI-сообщения переводят параметры MIDI-устройства в значения "по умолчанию" (делают"Reset") или устанавливают соответствующие режимы.CC120-CC127 All Sound Off - выключение всех звуков ,СС120 . Reset All Controllers - обнуление параметра Pitch Band. Снятие педали Sustain и пр.,CC121. Local Control On/Off - переключение MIDI-устройства в режим Local Off , CC122 . All Notes Off -посылка на все MIDI-ноты сообщения Note Off(отключение нот),CC123. Omni Mode Off - выключение режима Omni.CC124. Omni Mode On -включение режима Omni.CC125 . Mono Mode On - включение режима Mono.CC126 . On - включение режим Poly.CC127 .

Channel Pressure

MIDI-сообщение. См. Aftertouch

Checksums

"Контрольные суммы"- технология передачи SysEx - сообщений. Одно устройство передает другому порцию данных и контрольную сумму , затем следующую порцию и следующую сумму и т.д.

Continuous Controllers

Непрерывные контроллеры. См. Control Change

Continuous MIDI Data

Группа MIDI-сообщений . которые позволяют плавно изменять значение параметра , напр., Aftertouch, Volume ,Modulation и другие.

Control Change

Тип MIDI-сообщения. Передает синтезатору различные команды и значения параметров , влияющие на звучание тембра по данному MIDI-каналу. Существует два вида этого сообщения: Continuous Controllers - контроллеры плавных изменений (Aftertouch ,Volume и другие). Controller switches - контроллеры-переключатели типа вкл/выкл (педаль Sustain и другие).

Controller switches

Контроллеры-переключатели. См. Control Change

D

Data decrement

MIDI-сообщение , которое передает значение клавиши "value down" на лицевой панели синтезатора.СС97

Data Entry

Колесико (рычаг.Слайдер) на лицевой панели синтезатора или звукового модуля , которое позволяет плавно менять значения какого-нибудь параметра , например , модуляция , громкость и т.п. В MIDI-сообщениях СС6.

Data increment

MIDI-сообщение , которое передает значение клавиши "value up" на лицевой панели синтезатора.СС96

DLS

DownLoadable Sounds - формат файлов , описывающих характеристики инструмента (патча). Предназначен для того , чтобы MIDI-файл звучал приблизительно одинаково на различных синтезаторах.

E

EOX

End Of eXclusive - конец SysEx- сообщения

Expression controller

Это MIDI-сообщение позволяет изменять громкость или другой параметр звучащих нот. Чаще всего применяется для получения эффекта "раздувания" у духовых инструментов. Для струнных - меняется или громкость , или резкость/тусклость тембра.СС11. Не у всех синтезаторов тембры отрабатывают это MIDI-сообщение.

F

Foot controller

Ножная педаль , котороя подсоединена к MIDI-устройству и может плавно менять значения управляемого параметра (например , громкость и т.п.). В MIDI-сообщениях СС4.

Footswitch

Ножная педаль-переключатель. Может использоваться в качестве педали Sustain для MIDI-клавиатуры

G

General MIDI

GM - стандарт в MIDI. Синтезаторы разных фирм одинаковым номерам тембров (патчей) присваивают значения разных инструментов (например , у устройств фирмы Roland для тембра номер 1 может звучать рояль , а у устройств фирмы Korg - гитара и так далее). Поэтому MIDI-файл созданный на одном синтезаторе , можно проиграть на другом , но звучать он будет подругому. Для решения этой и других подобных проблем и был выбран стандарт GM. Современные синтезаторы , имея множество разных тембров и банков , имеют один банк , который так и называется General MIDI. Если для прослушивания MIDI-файла выбрать этот банк , то на разных синтезаторах файл будет звучать примерно одинаково.

Банк General MIDI должен иметь128 тембров (Program Change) и один набор ударных (Drum Kit). Кроме того , точно определено , какие именно инструменты соответствуют каждому номеру Program Change и в какие именно группы они собраны. MIDI-каналы с 1 по 9 и с 11 по 16 являются мелодическими. MIDI-канал 10 закреплен за набором ударных инструментов , причем каждая нота в этом наборе соответствует определенному ударному инструменту. Количество одновременно звучащих голосов ( в компьютерной технике используется термин "полифония") должно быть не менее 24. Каждый тембр (инструмент) должен отрабатывать плавное изменение высоты звука по командам MIDI-сообщения Pitch Bend. По умолчанию максимальное удаление - один тон вверх и вниз. Все синтезаторы , поддерживающие GM - стандарт , должны отрабатывать следущие команды Control Change:
001 Modulation
007 Main Volume
010 Pan
011 Expression
064 Sustain
121 Reset All Controllers
123 All Notes Off,
а так же RPRN
0 Pitch Bend Sensitivity
1 Master Tune (Fine Tuning)
2 Master Tune (Coarse Tuning)

General Standard

Развитие формата General MIDI , разработанное фирмой Roland

GM

См. General MIDI

GS

См.General Standard

H

Handshaking

Способ передачи SysEx - сообщений . Одно устройство передает другому порцию данных и получает соответствующее подтверждение.

I

IMA

International MIDI Association - Международная ассоциация пользователей MIDI

K

Key Pressure

MIDI-сообщение. См. Aftertouch

L

Latency time

Время между ударом по клавише синтезатора или MIDI-клавиатуры и появлением соответствующего звука.

Local Control On/Off

См.Channel Mode

Local Off

Режим синтезатора , когда он не воспроизводит через свой аудиовыход ноты , которые играются на клавиатуре и посылаются по каналам MIDI на секвенсор или другой синтезатор/звуковой модуль.

LSB

Least Significant Bit , см. 14-битовые контроллеры

M

MIDI

Musical Instrument Digital Interface - компьютерный протокол , предназначенный для связи одного музыкального устройства с другим

MIDI Channel

См. MIDI-канал

MIDI-Data-filer

Устройство для хранения MIDI-файлов и проигрования их через внешний синтезатор или звуковой модуль

MIDI event

См. MIDI-событие

MIDI Implementation Chart

Таблица в Руководстве к MIDI-устройству , где показано , какие MIDI-сообщения это устройство может получать и отправлять

MIDI Time Code

MIDI-стандарт , предназначенный для синхронизации MIDI-устройств и аудио- или видеомагнитофонов . Один из способов использования может быть следующий. Сначала с секвенсора на ленте магнитофона прописываются специальные импульсы , соответствующие долям такта MIDI-секвенсора. Затем магнитофон включается как Master , и эти импульсы управляют секвенсором , который уже воспроизводит нужную песню. Одновременно на другой трек магнитофона записывается живой звук. Таким образом , запись того ,что идет через секвенсор , и живого исполнения всегда будут синхронны.

MIDI Tuning Standard

По умолчанию все MIDI-устройства имеют равнотемперированный строй. Этот стандарт позволяет иметь другие лады (натуральный , арабский и пр.)

MIDI-track

См. MIDI-трек

Mono Mode

Режим при котором синтезатор по соответствующему MIDI-каналу будет играть только одноголосно (даже если клавиша и остается нажатой , следущая нажатая клавиша будет выключать звук предыдущей)

Mono Mode On

См. Channel Mode

MPU

MIDI Processing Unit - интерфейс между компьютером и внешним MIDI-устройством

MSB

Most Significant Bit , см. 14-битовые контроллеры

MTC

См. MIDI Time Code

MuitiMid

Драйвер для Windows, организующий множественный доступ к MIDI- портам

N

Non-Registered Parameter Numbers

MIDI-сообщения типа Control Change: СС98 и СС99

NRPNs

См. Non-Registered Parameter Numbers

O

Omni Mode

Режим при котором синтезатор или звуковой модуль может принимать MIDI-сообщения по всем 16 MIDI-каналам . Если выключить этот режим (Omni Mode Off) синтезатор будет принимать MIDI-сообщения только по одному обозначенному MIDI-каналу

Omni Mode Off

См. Omni Mode

Omni Mode On

См. Omni Mode

P

Pan

MIDI-сообщение , управляющее балансом громкости между левым и правым каналом в режиме стерео. СС10

Panic

Клавиша , которая выдает на устройство сообщение о прекращении звучания всех нот (128 нот по 16 MIDI-каналам) и установке всех параметров (MIDI-контроллеров) в значение по умолчанию . Иногда такая клавиша называется Reset.

Patch

Патч. См. Инструмент

Poly Mode

Режим , при котором синтезатор может играть по соответствующему MIDI-каналу несколькими голосами одновременно. Для некоторых синтезаторов число голосов в каждом MIDI-канале надо определять заранее (статическое распределение голосов) , другие распределяют число голосов по MIDI-каналам автоматически (или по мере поступления MIDI-сообщений , или по запрограммированным приоритетам - динамическое распределение голосов)

Poly Mode On

См. Channel Mode

Poly Pressure

См. Aftertouch

Polyphonic Aftertouch

MIDI-сообщение. См. Aftertouch

Polyphonic Key Pressure

MIDI-сообщение. См. Aftertouch

Polyphony

См. Полифония

Portamento

Эффект в мелодической музыке , при котором голос плавно скользит по высоте с одной ноты на другую. Это MIDI-сообщение включает/выключает эффект Portamento для тембра по данному MIDI-каналу.СС65

Portamento Time

Время плавного скольжения звука с одной ноты на другую (ноты должны быть разной высоты). В MIDI-сообщениях СС5

Preset

См. Пресет

R

Registered Parameter Numbers

MIDI-сообщения типа Control Change:
СС100 и СС101
Pitch Bend Sensitivity
Coarse Tuning/Fine Tuning
MIDI Tuning Standard Bank Select
MIDI Tuning Standard Program Select

Reset All Controllersl

См. Channel Mode

RPNs

См. Registered Parameter Numbers

S

Sample Dump

Процесс пересылки сэмпла с одного MIDI-устройства на другое. Так как MIDI-соединения осуществляют относительно медленную передачу информации , то пересылка больших сэмплов по MIDI (cм.Sample Dump Standart ) может занимать заметный промежуток времени.

Sample Dump Standart

Протокол , который определяет процесс пересылки сэмплов с одного MIDI-устройства на другое по MIDI-кабелю

SCSI MIDI Device Interface

Протокол , который определяет процесс пересылки сэмплов с одного MIDI-устройства на другое с помощью SCSI (cм. SCSI). Исполует SCSI-шину

SDS

См.Sample Dump Standart

SMDI

См.SCSI MIDI Device Interface

Sostenuto

"Приглушение". Это MIDI-сообщение имеет два значения (0 и 127) и действует аналогично соответствующей педали у фортепиано.СС=66

Sound controllers

MIDI-сообщения типа Control Change.CC70-CC79

Status Bytes

Часть MIDI-сообщения , которая определяет его тип

Sustain

MIDI-сообщения типа Control Change. Имеет два значения: 0 и 127. Действует аналогично правой педали у фортепиано. После того как она нажата , взятые ноты продолжают звучать , даже если клавиши отпустить.СС64

SysEx Message

См.System Exclusive

System Exclusive

Сообщение System Exclusive передается по обычному MIDI-соединению , но содержит информацию не об исполняемой музыке , а о настройках и установках определенного синтезатора или звукового модуля. Если это сообщение поступит на инструмент другой модели или фирмы , оно будет просто игнорироваться , так как в начале сообщения стоит идентификатор требуемого устройства (см. ID). SysEx-сообщение в шестнадцатеричном коде имеет следующий вид: F0 41........F7

F0 означает начало сообщения , F7 - конец. Между ними сам текст сообщения.

sliding

Сдвиг фрагмента

staff

нотный

T

Tick

См. Тик

Timing resolution

Временное разрешение. Количество частей (тиков) , на которые программа может разделить четвертную ноту. Чем больше это число , тем точнее можно определить начало и длительность каждой ноты. Для современных MIDI-секвенсоров стандартным является число 384

V

Virtual MIDI Router

Программа , которая направляет потоки MIDI-сообщений от одной программы к другой . Используется для синхронизации работы двух программ , или для того , чтобы переписать MIDI-сообщения с одного секвенсора на другой внутри того же самого компьютера.

VMR

1. См. Virtial MIDI Router
2. См. также Virtual Multitrack Recorder в Глоссарии по звуку

Volume

1. Громкость
2. MIDI-сообщение типа Control Change , управляющее громкостью звука по данному MIDI-каналу. СС7

X

XMIDI

eXtended MIDI - формат MIDI-файла , основанный на троичном , а не на двоичном представлении данных. Это позволяет значительно увеличить диапазон изменения MIDI- параметров. Полностью совместим с обычным MIDI- форматом.

Б

14-битовые контроллеры

Пары MIDI-сообщений типа Control Change от 0 до 31 и от 32 до 63. Все MIDI-сообщения (в том числе и Control Change) могут принимать значения от 0 до 127. Иногда такой диапазон недостаточен , чтобы точно отразить изменения каких-нибудь характеристик звука. Тогда для передачи одного значения используется пара сообщений Control Change: первое - для грубой настройки (coarse tuning) , второе - для точной (fine tuning). Они имеют обозначение MSB и LSB , соответственно. Диапазон значений для характеристики , использующей 14-битовые контроллеры , лежит в промежутке 0 - 16383. Все контроллеры от 0 до 63 могут использоваться парами: от 0 до 31 - как MSB , от 32 до 63 - как LSB. Если нет необходимости в точной регулировке , второй из пары контроллеров просто не используется.

Банк

В MIDI-технологии этот термин может иметь два значения. Банк - это набор инструментов (см. Инструмент) , которыми распологает данный синтезатор или звуковой модуль. Однако для некоторых моделей синтезаторов под словом "банк" подразумевается как раз значение слова "инструмент" (то есть тембр , которым играет синтезатор).

Д

Динамическое распределение голосов

См. Poly Mode

И

Инструмент

Кроме общепринятого значения , этот термин в технологии MIDI имеет еще один смысл. Когда вы играете на синтезаторе или через звуковой модуль , то можете выбирть не один какой-нибудь тембр звука (как у естественных музыкальных инструментов - рояля , гитары , трубы), а любой из набора , который предлагает синтезатор. Вы можете включить тембр , имитирующий рояль , гитару и так далее. Названия тембров у разных синтезаторов могут отличаться , но смысл у них один. Иногда он так и называется - тембр , иногда - инструмент , патч (patch ) , пресет (preset) , голос , банк. К сожалению , здесь нет стандартного термина , но из контекста почти всегда можно понять , о чем идет речь.

М

Мастер

См. в Глоссарии по звуку

MIDI-дорожка

См.MIDI-трек

MIDI-канал

Способ передачи одновременно шестнадцати независимых музыкальных партий. Каждая партия может играться своим тембром (рояль , гитара , труба ...)

MIDI-разъем

MIDI-сообщение по каждому соединению между устройствами всегда передается в одном направлении . Поэтому существуют три типа MIDI-разъемов: In/Out/Thru (Вход /Выход / Сквозной). Контакт 2 - земля , контакты 4 и 5 - сигнальные , контакты 2 и 3 - не используются.

MIDI-событие

MIDI-сообщение , которое производит только одно какое-нибудь изменение в синтезаторе , секвенсоре или звуковом модуле (взятие ноты , снятие ноты , изменение тембра , переключение какого-нибудь параметра и т.п.)

MIDI-сообщение

Указание в алфавитно-цифровом виде , которое одно MIDI-устройство передает другому. MIDI-сообщение не передает сам звук или какие-то его характеристики , а только команды , которые выполняются устройством-получателем.

MIDI-трек

Используется в MIDI-файлах или MIDI-секвенсорах для записи MIDI-сообщений. Цель и назначение аналогичны дорожкам ленточного магнитофона. Для чего имеет смысл записывать MIDI-сообщения не на один трек , а на разные? 1. Многие секвенсоры позволяют изменять какие-либо характеристики трека , например , транспортировать ноты. Таким образом , все ноты , записанные на этот трек , будут транспонированы , а других треков - нет. 2. Трек можно заглушить. Тогда все ноты и контроллеры , записанные именно в этом треке , не будут воспроизводиться. 3. В некоторых секвенсорах каждому треку можно присвоить свой выход: аудио или MIDI . Все это значительно облегчает редактирование музыкальной пьесы. Понятия трек и MIDI-канал имеют различное значение. В связи со стандартом MIDI каждый MIDI-порт имеет строго шестнадцать MIDI-каналов. Количество треков определяется секвенсором , и можно несколько треков направить на один MIDI-канал. Они будут смешиваться и исполняться так , как если бы были записаны на одном треке. В принципе , и MIDI-сообщений для разных MIDI-каналов можно записывать на один трек. Это имеет смысл , когда такие сообщения связаны логически. Например , при игре аккордами иногда желательно , чтобы каждый голос играл своим тембром:верхние - труба , нижние - тромбон. Некоторые секвенсоры позволяют это.

MIDI-устройство

Любое устройство (блок , модуль и т.п.) , которое может получать или передавать MIDI-сообщение. Это может быть синтезатор , звуковой модуль , блок звуковой обработки. Секвенсор , ленточный или цифровой магнитофон , компьютер со звуковой картой или MIDI-интерфейсом. Световое оборудование.

MIDI-файл

Файл с помощью которого один секвенсор может прочитать и воспроизвести музыкальную пьесу созданную на секвенсоре другой фирмы. Для этого каждый MIDI-файл содержит особую информацию , называемую MIDI-сообщениями. Существуют три вида MIDI-файлов: тип 0 , тип 1 , тип 2. Файл первого типа (тип 0) содержит только один MIDI-трек , и в нем записаны MIDI-сообщения для всех шестнадцати MIDI-каналов. На воспроизведение это никак не сказывается , однако редактировать такие файлы очень неудобно. Тип 1 может содержать множество треков , и необязательно по одному на каждый MIDI-канал. Во время исполнения они звучат одновременно , как дорожки на многодорожечном ленточном магнитофоне. Тип 2 содержит один трек , в котором информация о каждом MIDI-канале записана кусками (один за другим). Этот тип MIDI-файла используется очень редко. Каждый MIDI-файл содержит:1.MIDI-сообщения 2.SysEx-сообщения 3. Начальный темп и изменения темпа 4. Начальный размер и изменения размера 5. MIDI Time code 6. текст (стихи) 7. различные маркеры.

П

Патч

См.Инструмент

Полифония

1. В теории музыки - сочетание в одновременном звучании двух и более мелодий. 2. В компьютерной технике - максимальное число голосов , которое может одновременно воспроизводить синтезатор , звуковой модуль или звуковая карта.

Пресет

1. В MIDI-устройствах. См. Инструмент. 2. В программах обработки звука - набор параметров сохраненный под общим именем.

С

Секвенсор

Компьютерная программа или одна из функций синтезатора , которая способна записывать , воспроизводить и редактировать поток MIDI-сообщений.

Статическое распределение голосов

См. Poly Mode

Т

Тембр синтезатора или звуковой карты

См.Инструмент

Тик

Тик (Tick) - наименьшая доля четвертной ноты , которую может определить программа. Для большинства современных программ каждая четверть содержит 384 тика , восьмая нота - 192 тика и т.д. Тик - относительная единица измерения и никак не связана с темпом музыкального произведения.

MASON Records

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность оставлять комментарии

Для работы со звуком
для деловых людей и интересные факты

Войти или Зарегистрироваться