Войти

ХЕНДРИКС: ПРИНЦИПЫ АККОМПАНЕМЕНТА

Об авторе:
Дейв Рубин, участник группы "The R&B Gang ster", является известным нью-йоркским гитаристом, преподавателем и писателем. В разное время он выступал с такими музыкантами как Чак Берри, Скримин Джей Хокинс, Лютер Эллисон и Лефт Хэнд Фрэнк, а также с группой Джеймса Брауна.
Прежде чем соединить в "Voodoo Chile" загадочное волшебство блюза Дельты с алхимией современной звукотехники, Джими Хендрикс в конце 50-х - начале 60-х был ритм-энд-блюзовым гитаристом. Трущобный блюз и музыка соул дали ему бесценные навыки ритмического аккомпанемента. Хотя ритм-энд-блюзовые коллективы были довольно многочисленными (учитывая секцию духовых и небольшую вокальную группу), в них часто отсутствовал клавишник, поскольку рояли и органы "Хэммонд" ("DX-7" той эпохи) были слишком массивны и дорогостоящи, чтобы брать их с собой в турне. Поэтому, принимая во внимание то, что ведущим солирующим инструментом был саксофон, гитаристу оставалось сконцентрироваться на аккордовом аккомпанементе.
В то время наиболее авторитетными гитаристами стиля соул были Бобби Уомек ("Have Mercy", "It's All Over Now") и Стив Кроппер ("Midnight Hour", "Soul Man", "Knock On Wood", "Can't Turn You Loose" и т.д.). Кроппер, работавший в 60-е годы на знаменитой студии "Stax Records" в Мемфисе, внес весомый вклад в создание лучших хитов Отиса Реддинга, Уилсона Пике, Сэма и Дейва.
После анализа песен "Hey Joe", "Wait Until Tomorrow", "The Wind Cries Mary" и "Little Wing" становится ясно, что Хендрикс испытал сильное влияние различных ритм-энд-блюзовых гитаристов. С самых первых дней своей музыкальной карьеры Хендрикс рассматривал умение играть на ритм-гитаре как важнейшую составляющую мастерства гитариста (однажды он раскритиковал Клэптона эпохи "Cream" за то, что тот практически не играл ритм; в дальнейшем Клэптон избавился от этого недостатка).
Разобрав четыре классических хита Джими, мы узнаем, как можно улучшить структуру и усилить музыкальную выразительность даже самой простой аккордовой последовательности. Мы не будем рассматривать транскрипции этих песен, а проанализируем заложенные в них музыкальные принципы. Однако, я все же советую Вам познакомиться с максимально возможным количеством записанных версий этих песен.
Условные обозначения:
1, 2, 3 и т.д. - порядок извлечения нот
B - бэнд (подтяжка)
V - вибрато
H.O. - хамер
P.O. - пул
X - число долей или повторов.
"Hey Joe", первый по-настоящему популярный хит Джими, является превосходным примером того, как можно украшать мажорные аккорды с баррэ (мы рассмотрим аккорды А и D-мажор, но Вы можете транспонировать их в разные тональности). Аккорд с баррэ в форме Е:Hendrix 1соответствует аппликатуре мажорной гаммы (ионийский лад):Hendrix 2Пять нот этого бокса между 7-м и 9-м ладами:Hendrix 3(соответствующие II-й, III-й, V-й, VII-й и I-й ступеням мажорной гаммы), могут браться хамером и пулом (особенно дабл-стопы) в виде украшения вслед за взятым аккордом, либо заменять его. Предположим, что Вы обыгрываете аккорд А-мажор на протяжении одного такта в размере 4/4. Вместо того, чтобы 4 раза брать этот аккорд на каждую четверть, Вы можете сыграть его только дважды, а на оставшиеся две доли исполнить заполнение на основе этих пятинотных групп:Hendrix 4Постарайтесь использовать наиболее естественную для Вас фразировку. Мы не ставим себе задачу копировать Хендрикса, а хотим овладеть еще одним способом ведения партии ритма. Тот же самый принцип применим и к аккордам с баррэ в форме А:Hendrix 5

Посмотрите:Hendrix 6

Теперь сыграем:Hendrix 7Подобные фразы Джими использует на протяжении всей композиции "Неу Joe", а также во многих других песнях. Кроме того, исполняемые пулом и хаме-ром дабл-стопы он применяет к трезвучиям, полученным из этих же аккордовых форм с баррэ. Например:Hendrix 8Играем:Hendrix 9Таким же образом:Hendrix 10Теперь делаем следующее:Hendrix 11

Песня "Wait Until Tomorrow" необычна и сложна с точки зрения мелодики и ритмики. Вступление (которое повторяется в дальнейшем в качестве бриджа) представляет собой довольно интересную аккордовую фразу, часто встречающуюся не только у Хендрикса, но и у Кейта Ричардса. Сначала посмотрим, как она играется, а уж затем обратимся к теории. Возьмем аккорд с баррэ в форме А и выделим указательным пальцем трезвучие:Hendrix 12 Теперь при помощи 2-го и 3-го пальцев добавим следующие ноты:Hendrix 13Вновь, как и в других примерах, мы возьмем один такт и разобьем его пополам на две четверти аккорда D-мажор и две четверти нашего нового аккорда:Hendrix 14Хотя анализ фразировки и не входит в наши задачи, я все же посоветую Вам играть эту фразу следующим образом:Hendrix 15Если Вы справитесь с этой фразировкой, то эта фраза не только будет похожа на вступление к "Wait Until Tomorrow", но и на многие классические песни "Rolling Stones", включая "Brown Sugar", "Street Fighting Man" и "Tumbling Dice". Здесь нам встречается оборот I-IV, который достаточно мобилен и удобен в использовании. Смотрите сами:Hendrix 16Попробуйте сыграть аккорд IV-й ступени при помощи пулов и хамеров максимально возможным количеством способов. Этот оборот довольно часто встречается в роке, блюзе и фанке. Другого музыканта, оказавшего влияние на молодого ритм-энд-блюзового гитариста Джими Хендрикса, звали Кертис Мэйфилд (он играл в группе "The Impression" и записал звуковую дорожку к фильму "Super Fly"). В своем аккомпанементе Мэйфилд использовал фрагменты аккордов, их обращения, взятые хамером и пулом дабл-стопы, а также перкуссивный чес. Если Вы обнаружили, что это описание применимо и к песням "The Wind Cries Mary" и "Little Wing", то Вы абсолютно правы. Во вступлении к "The Wind Cries Магу" Вы встретите простое, но эффективное использование первых обращений аккордов (с терцией в басу), а также квинт (с квинтой в басу). Сыграйте каждую из аппликатур по одному разу.Hendrix 17Используя оборот I-IV в сочетании с обращением, применительно к аккорду с баррэ в форме Е, мы заставим стоячую гармонию двигаться.Hendrix 18Джими отслеживал смену аккордов при помощи соответствующих дабл-стопов и гамм.Hendrix 19Посмотрев на два такта из первой части, Вы обнаружите очень удачные формы, которые Джими использовал как в соло, так и в аккомпанементе. Что касается соло, то дабл-стоп F6 является типичным для ритм-энд-блюза гармоническим элементом, но посмотрите, как Джими использует ноты Еb,-мажорной (Eb, F, G, Аb, Bb, С, D) и Вb-мажорной (Вb, С, D, Еb, F, G, А) гамм. Эти гаммы отличаются только однотой (Аb-А), но делая ударение на G и С (III-я и V-я ступени Еb-мажора), и затем на D (III-я ступень Вb-мажора), Хендрикс отслеживает смену аккордов. Когда Вы видите, что переход к аккорду Вb происходит при помощи басовой линии, а не самого аккорда, Вы понимаете, как важно при работе с гармонией владеть аккордовыми нотами. Аккордовая последовательность композиции "Little Wing" довольно проста, но этого нельзя сказать о гармонических украшениях. Вот как выглядит гармония этой песни (Х=четверти):Hendrix 21Hendrix 22(Если Вы просчитали доли и получили 9 с половиной тактов, то это произошло потому, что такт с аккордом *С содержит только 2 четверти, составляя половину стандартного такта в размере 4/4. Основу этой песни составляет 10-тактовый куплет). Многие аккордовые фразы Джими строит на основе мажорных и минорных аккордовых форм с баррэ, а также соответствующих им аккордовых аппликатур. Посмотрим, как он обыгрывает во вступлении аккорды Em, Am7 и D. В первом такте Джими использует открытую Е-минорную аппликатуру, которая трансформируется в аккорд Em7 при помощи Е-дорийского лада:Hendrix 23Hendrix 24В 4-м такте он использует Е-эолийский лад, который накладывается на аккорд Em с баррэ:Hendrix 25Hendrix 26В третьем такте Джими играет серию пулов и хамеров в рамках аккорда Am7 и А-дорийского:Hendrix 27Hendrix 28Концовку вступления он обыгрывает в аппликатуре аккорда D-мажор при помощи В-минорной пентатоники (читай "блюзовой гаммы").Hendrix 29Hendrix 30Чтобы полностью раскрыть гармонические возможности этих примеров, попробуйте сыграть подобным образом другие аккордовые последовательности, а еще лучше - придумайте свои собственные. Возьмите четырехтактовую строчку и четыре аккорда Am, G, С и D и играйте каждый аккорд две доли, за которыми в каждом такте должна следовать фраза в духе Джими. После того, как Вы сможете достаточно уверенно соединять таким способом аккорды, попробуйте играть аккордовые украшения на каждую четверть в одном или двух тактах всей строчки.

MASON Records

Для работы со звуком
для деловых людей и интересные факты

Войти или Зарегистрироваться