Войти

Альбом "Are You Experienced?" и его значение

Альбом "Are You Experienced?" и его значение

JIMIДва альбома штурмовали чарты в 1967 году. Один был от Beatles, которые тогда находились в самом расцвете сил и были уже популярнее Бога. Второй был от американо-британского трио, чей гитарист вроде как мог изменить весь в мир в том понимании, в котором мы его знаем.
Да, это были два великих альбома. Один из них был великим, никогда ранее не слыханным по стилю. Фьюжн, рок - называйте это как хотите.
До этого никто не мог даже вообразить себе такую музыку.
Ну а второй альбом был The Beatles "Sgt. Peppers Lonely Hearts club band".
И только чудо и фанатизм поклонников Битлз помог их альбому стать первым, не пустив на первое место альбом Хендрикса. Это был самый амбициозный альбом Битлз, они были уже опытной группой. А группе Хендрикса не было и 12 месяцев в то время, когда они уже штурмовали чарты и боролись с королями рок-н-ролла.

Альбомы Битлз были популярнее Библии, а у Джими были другие проблемы в то время: его интересовало не как провести очередной концерт перед 100-тысячным стадионом, а как купить что-нибудь поесть, заплатить за свою комнату, выкупить свой Страт и Fender Twin.
"Sgt Peppers Lonely Hearts Club Band" записывался около 700 часов. У Битлз было все и даже чуть-чуть больше: они использовали все новейшие достижения в звукозаписи, экспериментировали с дорогим оборудованием, использовали свой лейбл EMI на полную катушку. Ну и, конечно же, студия Abbey Road.

Что же касается "Are You expirienced?", то он был записан меньше чем за одну десятую времени, потраченного на альбом Битлз. Да-да, всего за 60 часов. И это, включая запись, микширование и все остальные нюансы. Конечно, денег не было не то, что на Abbey Road, их не хватало даже на самые дешевые студии - и звукозаписывающие компании зажимали записи до уплаты денег за работу.
"Sgt Pepper" штурмовал верх чартов за наносекунды. "Are you expirienced?" же долгое время потратил на раскачку - целые три недели прошло до его появления в чартах. И не удивительно - у Хендрикса и его группы не было и сотой части тех денег на промоушн, которые были у Битлов. Не говоря о фанатах.
Вскоре Битлз негласно вступили в фан-клуб Хендрикса. Однажды, еще до выхода "Hey Joe", Джон Леннон поставил дебютную песню Хендрикса в ресторане, котором обедал. А после рекомендации Полом Маккартни и выступления на Monterey Pop Festival, Джими превратился из человека в легенду.
Для того чтобы просечь как же радикален был "Are you expirienced?" просто учтите следующие факты. Когда Хендрик осенью приехал в Лондон, Cream уже играли около 6 месяцев.
Питер Грин заменял Клэптона в группе John'a Mayall'a, а Jeff Back выпутывался (или его выпутывали - это смотря с какой стороны посмотреть) из Yarbirds. Ну и Jimmy Page был ведущим гитаристом Led Zeppelin. В это же Альбом Who открыл Пита Тоуншенда.
Крутых гитаристов было навалом. Все знали свои места.
Эрик был "Богом". Тоуншед был" Капитаном Ритма" и "разрушителем". Джефф Бек был "Джокером". Джимми Пейдж был "Гитаристом гитариста". Кейт Ричард был "вторым по внешнему виду" гитаристом Роллин Стоунз. И знаете где были все эти ребята? В Заднице! А все потому, что в городе был новый "Плохой Великан".

Когда вышел "Are you expirienced", у группы Джимми было уже три сингла. И они уже зарекомендовали себя как самую крутую банду, выступающую в живую по-настоящему, а не по игрушечному. Их концерты были легендарны. Так что все могли спокойно оставаться на своих местах. Двигаться было бесполезно.
А теперь возьмите в руки "A.Y.E?" и первая вещь которая бросается вам в глаза - это то, какое количество вещей и фишек из будущего есть на нем, так? Тогда вам надо к врачу. А вот если вставить диск в CD-плеер и послушать, то все эти вещи действительно бросаются в глаза. Foxy Lady. Разве эта песня звучит, как будто ей 35 лет?!
Кроме того, Хендрикс и его банда играли втроем. А ведь до этого были группы в основном с двумя гитаристами. Но даже они не могли сделать на сцене того, что мог один Хендрикс! Мало того, он еще и пел!

Теперь поговорим о гитарах Хендрикса.
Выбор Stratocaster был довольно необычен. На них играли Джефф Бек и Клэптон. Les Paul, как мы знаем, не выпускался в то время (это было в период с 1960 года до 1968 года). Telecaster, ES-335 и SG - вот что было популярно. Еще Rickenbacker. Но никак не Strat. Он был ужасно не в моде. Казалось что он был не в кассу в пору зарождения Distortion. Всем были нужны хамбакеры для перегруза, синглы же по своей природе не могут так заводить усилки.
И во-вторых, у Strat было тремоло.
Таким образом, видно, что "A.Y.E?" еще и ввел strat в новую эру. Переродил целое поколение инструментов, которое и по сей день пользуется бешенной популярностью. Эти синглы дает такой саунд, какой ни один хамб в мире не способен был дать.
Страты, цепи усилителей и весь пол, усыпанный примочками. Люди попадали в рай сустейна.
Рука не лежала на тремоло - на смену ему пришло вибрато рукой. Глубокое и красивое. Приглушенные флажолеты и куча других фишек гитары таких, как игра с фидбеком - ко всему этому нас приучил Джими.
Гитарист уровня Хендрикса мог заставить звучать хорошо любой инструмент. Но со стратом у него был какой-то особый контакт. Он не играл на нем. Никто не знает как можно назвать это. Его пальцы сливались с ним воедино и это было больше похоже на извращенный секс на сцене, нежели на игру на гитаре. Он мог получить любой звук - от нежного чистого саунда до супер-перегруженного рева.
Наверное, можно сказать что stratocaster был другим инструментом до того, как он оказался у Хендрикса. Иными словами, Фендер должен Хендриксу кучу бабок за такую рекламу. Именно после него страты стали РЕАЛЬНО продаваться.
Есть байка про то, как Клэптон купил пол дюжены стратов, которые стоили очень дешево, т к не были популярны, один из них назывался Layla Strat, он в последствии был продан за $500 000. Но это уже другая история, если даже не несколько других историй.

Но кроме этого на "A.Y.E?" была еще и потрясающая музыка. У продюсера был опыт работы с R&B и pop, так что он мог влить свои навыки в этот альбом, придав ему больше оригинальности.
В отличии от массы других хард-рок альбомов, "A.Y.E?2 имел реальный грув, драйв.
Если бы "Foxy Lady" была аранжирована для пианино и большей группы музыкантов, она бы утащила Wilson'a Picket'a в землю. "Manic Depression" был бы джазовым вальсом. А "Red House" - блюзом, ради которого можно было бы и умереть...
Кроме того, там были такие красивые баллады, как "One Rainy Wish" и "Waterfall".

Итак, что мы имеем? Шедевр, в который Хендрикс запихнул фанк, соул и блюз, современный и старый рок, джаз и импровизацию, громкость и мощь нового Брит-рока и вокал, стоящий между Бобом Диланом и Джоном Ли Хукером. Это не была та музыка, которую вы знаете. Блюз-рок, джаз-рок, соул-рок - нет. Это было все это вместе взятое.
После каждого прослушивания вы находите что-то новое для себя в этом альбоме. Сначал это что-то непонятное. Потом вы слышите трио музыкантов. А потом вы понимаете, что это нечто большее. Нечто магическое и непонятное обычному человеку.
Во всех смыслах "Are you expirienced?" изменил мир. Черт, да будь вы рок-гитаристом, блюзменом или играете фанк, все равно - вы продолжаете дело Джими. Это мир Джими. И мы все живем в нем.

Hear My Train A Comin' (история записи)


H03Акустическая версия блюза Hear My Train A Comin' является одной из самых знаменитых записей Хендрикса. Первоначально она являлась частью короткометражного фильма Experience, и лишь потом была выпущена на сингле. Автор фильма Остин Джон Маршал вспоминает морозный январский день 1968 года, когда была сделана эта запись.
Качество звука... одной из основных причин того, что мы решили снять Хендрикса с акустической гитарой в руках, были чисто технические проблемы. У нас просто не получалось записать его "громкий" электрический концерт, и мы решили попробовать другую крайность.
В принципе, до нас никто еще не пытался заснять по-настоящему громкий рок-концерт. Испуганному оператору, скрючившемуся в оркестровой яме оперного театра в Блэкпуле наверное казалось, что он попал под артобстрел. Тогда просто не было техники (во всяком случае, среди той, что была доступна нам по цене), которая позволяла бы с приличным качеством записать музыку, звучавшую настолько громко.
Поэтому нам казалось, что наличие простого тихого эпизода может сильно сыграть в пользу фильма, выгодно оттенив все ужасные искаженные концертные записи. Да и к тому же я всегда подозревал, что в глубине души Джими оставался верным приверженцем традиционного блюза.
Мне действительно хотелось на какое-то время очистить Джими, этот парадоксальный сгусток кротости, гения и чудачества, от шелухи неоновых огней, стен усилителей и гитарных эффектов и поместить его в простую обстановку, на фоне белого бумажного занавеса, чтобы услышать, как он играет простой блюз.
Акустическому номеру предшествовала сцена с шутливым интервью, идея которого принадлежала группе. Фильм был о Джими, но мы хотели каким-то образом задействовать Митча и Ноэла. Они должны были сыграть роль назойливых журналистов и задавать самые дурацкие вопросы из числа тех, на которые им когда-либо приходилось отвечать. А Джими, который всегда был слишком вежлив, чтобы ставить на место репортеров, мог посылать их, никого при этом не оскорбляя.
Таким образом, прилично запасшись виски, кокаином и наивностью, Ноэл, Митч и Джими разыграли довольно правдоподобную сцену интервью, в ходе которой Джими старательно затягивался сигаретой, делая вид, что это "косяк".
Все это настолько отличалось от старательно создававшегося имиджмейкерской махиной образа секс-символа, черного "Мистера Кислоты", что мы, наверное, не удивились бы, если бы вдруг в какой-то момент кто-нибудь положил бы нам на плечо свою тяжелую руку и сказал: "Стоп! Никогда и ни за что наша Звезда Тяжелого Рока не будет играть этот ваш дурацкий акустический блюз!".

В общем, после того, как Митч и Ноэл "отстали" от Джими, а в нашей камере было около пяти минут стоящего материала, мы как бы случайно выудили эту гитару... и, о боже, какое совпадение: это оказалась 12-струнка настроенная под левую руку... (Питер Нил немало поругался тем утром, перетягивая струны на взятой напрокат гитаре). Джими взял ее так, как будто она могла его укусить: "Черт, 12-струнка, что мне с ней делать?" "М-м-м... ну, мы тут подумали... может быть, просто для контраста с основной частью фильма... ты не мог бы сыграть какой-нибудь медленный тихий блюз... пожалуйста?"
С отрешенным видом отца семейства, обнаружившего на чердаке свою старую игрушечную железную дорогу, Джими вскарабкался на высокий табурет и склонился над огромным "барабаном". У него с собой был черепаховый медиатор, которым он начал медленно перебирать струны.
У нас оставалось совсем мало пленки, но мы рискнули и включили камеру.
Джими начал играть вступление, затем остановился, взглянул в камеру и сказал: "Нет, я лучше начну с самого начала еще раз. Вы не могли бы выключить камеру, я ее до смерти боюсь".
Да, конечно, сказал Питер Нил, но мы все знали, что в камере не хватит пленки, чтобы отснять все до конца.
Когда Джими закончил, он хихикнул и сказал: "Бьюсь об заклад, вы не ожидали, что у меня получится...".
В этот жутко холодный день Джими был одет в очень тонкий "леопардовый" пиджак, и пока мы грузили оборудование, я наблюдал за тем, как он шел в сторону ярко освещенной площади: похоже, он совсем не обращал внимания на мороз.
И пусть я рискую показаться предсказателем уже свершившихся событий, но я все-таки должен сказать, что когда я смотрел на него, меня не покидало чувство, что он недолго будет с нами.

MASON Records

Для работы со звуком
для деловых людей и интересные факты

Войти или Зарегистрироваться